Простая и понятная история. Юная Марьям (Адити Субеди) живёт в небольшом городке в аккуратном маленьком домике с отцом и матерю. Семья добропорядочных мусульман пусть бедных и скромных, зато любящих друг друга, с теплом и душевностью относящимся ко всем вокруг. Отец - Салим (Дануш Хусейн)— прирождённый портной, содержит семью благодаря своей крохотной мастерской, которая одновременно выступает магазинчиком и ателье. Мама добрая и жизнерадостная домохозяйка, обладающая уникальной способностью запоминать и повторять точь-в-точь танцы, увиденные по телевизору, будь то болливуд-денс из кино или сложный классический танец. Эту любовь и чуткое понимание красоты танцевальных движений она привила и своей дочке - школьнице Марьям.
Но гармонию маленького семейного круга разрушает внезапная смерть матери. Горе придавливает эмоциональную и хрупкую девочку-подростка. И чтобы избавить девочку от депрессии Салим решает позволить ей осуществить мечту — учиться в танцевальной школе классическому бхаратнатьяму, не смотря на то, что истоки этого танца и его идейная суть уходят в индуизм. Вот только жизнь в маленькой городке для простого человека означает полную зависимость от мнения своей религиозной общины, её поддержки или противодействия. И, конечно же, религиозный лидер мусульман в исполнении Насируддина Шаха не может позволить подобное вольнодумство среди своих подопечных. На маленькую семью беды обрушиваются одна за другой.
«Я танцую» - фильм режиссёра Бабы Азми (брата известной Шабаны Азми), ранее работавшего в кино только в качестве оператора. Эта его работа является данью уважения своему отцу — известному поэту на урду — Кайфи Азми, который был коммунистом и выступал за создание справедливого социального порядка и наполнял свою поэзию сочувствием и состраданием к представителям низших слоёв общества.
История реалистичная, эмоциональная и искренняя. Отношения между отцом и дочерью трогательны и красивы, полны тепла и любви. Их образы достоверны и глубоко проработаны. Чего, к сожалению, нельзя сказать ни об одном второстепенном персонаже, характеры которых набросаны исключительно контурно и служат лишь для создания общей канвы повествования. Кроме того все действующий лица слишком чётко делятся на плохих и хороших без полутонов и оттенков. И если Насируддин Шах благодаря своему отточенному мастерству сумел сделать своего мусульманского диктатора местного масштаба убедительным и впечатляющим, то симметричная роль крупного влиятельного бизнесмена, покровителя школы танцев и идеологического индуиста у Ракеша Чатурведи выходит отталкивающей в своей почти карикатурной резкости.
Очень колоритны друзья и родственники отца и дочери (особенно экспрессивная традиционно-старомодная тётушка в исполнении Шраддхи Каул), которых возникшая ситуация разделяет на два лагеря: тех, кто решается поддержать и тех кто молча или активно выступает против. Адити Субеди в роли Марьям приятна, иногда очень трогательна и великолепно двигается. Сразу заметны навыки истинной танцовщицы. Кульминационное представление в её исполнении просто завораживает своей эмоциональной выразительностью и в то же время отточенной чёткостью, пробуждая у зрителя ответную бурю чувств.
Камера приглашает зрителя заглянуть на пыльные улочки и закоулки небольшого городка. В места религиозного поклонения, в небольшие магазинчики, учебные заведения, места женских кружков, внутрь домов и на террасы бедняков и представителей среднего класса. Всё это так отличается от привычного блеска и гламура, которым обычно в изобилии потчует Болливуд. Диалоги наполнены простотой живой человеческой речи, иногда они остро-конфликтные, иногда приятно ироничные. Поражает, что борьба за право самовыражения себя в любимом искусстве ведётся отцом и дочерью без шума и яростного противостояния. Она тихая, спокойная, и в то же время очень твёрдая и непоколебимая в ощущении собственной правоты. Музыка и песни за кадром добавляют лирического очарования всей истории. Финальный синтез суфийской музыки с классическими ритмами бхаратнатьяма в современной аранжировке просто потрясающий.
Занимаясь разработкой сюжета сценарист случайно обнаружил реальную историю жизни мусульманской девушки Мансии из района Малапурам в Керале, которая раз за разом добивалась отличных результатов в классических танцевальных движениях бхаратнатьяма. Но при этом учителя и попечители школы больше обращали внимания на других учениц, а её оставляли даже без простой похвалы. Бывало даже так, что после танцевального конкурса все поздравляли девочку-индуистку, занявшую третье место. А мимо мусульманки Мансии, удостоившейся первого места проходили, не удостоив даже взглядом. Девочке бывало очень больно и обидно. Эта история и послужила источником вдохновения для «Я танцую».
Искусство может быть связано с религией. Оно может черпать воодушевление в человеческой вере и само может носить религиозный характер. Но это не означает, что доступ к искусству, даже такому, что своими истоками уходит в конкретное вероисповедание может быть открыт лишь представителям этого одного вероисповедания. Во всяком случае не в современном мире. Религия не должна быть препятствием для развития человека в любой сфере. Родители должны учить детей, что все религии в этом мире равноценны и человек может исповедовать любую. А общество и государство должны создавать для этого соответствующие условия. Но очень удручает тенденция в современном кино и вообще в художественной культуре показывать религиозных деятелей исключительно с негативной стороны и зачастую в образе корыстном или фанатичном. И вообще пренебрежительно относиться ко всем традициям и старинным культурным формам. Пора уже понять наконец, что старое не означает плохое во всём. Мы должны избирательно относиться к тому, что почитали наши предки и отметать только действительно вредные формы и традиции, а все культурно ценные и духовные обычаи бережно хранить и развивать. Ведь они - духовное богатство народов и наций, делающее наш мир таким разнообразным и интересным.
https://zen.yandex.ru/media/id/5c8bc...388e770c9a9541
(с) Падмини Анна Воронова