МАНОРАМА
Статья из журнала "Мир Индийского Кино" (выпуск 30, 2007 г.)
Манорама:Баба Яга против!
Еще надавно,практически-вчера,нам казалось,что мы навсегда утратили ее,а вместе с ней- и классический стиль индийской комедии,когда черты сильно накрашенного лица ни на секунду не остаются в покое,разбегаясь в стороны и снова складываясь в затейливаю гримасу,которая не снилась и Пикассо,а подведенные сурьмой глаза стреляют по сторонам со скоростью звука,товыровато,то ошалело.то злобно,то заискивающе. По крайней мере, вот что я услышал на бомбейской киностудии «Б.Р.Филмз» четыре года назад,где осенним вечером 2003 года брал интервью у Амитабха Баччана. «О,Манорама-эта старая школа нашей комедии,ее секрет давно утерян»,-так и сказали…..
Прошу прощения,но заметка о Манораме в моем случае не может быть слишком личной.Я еще ходил в детский сад,когда полюбил ее наравне с милляровской Бабой Ягой. Пожалуй,даже сильнее.Эта неугомонная старая ведьма с вавилоном на голове, накрученным по позапрошлогодней моде,скрасила мне,да и всей нашей стране,два ненастных и темных,хоть глаз выколи.декабрьких вечера 1980 г.,которые благодаря Первому каналу советского ЦТ,показывшему тогда-по случаю визита Индиры Ганди в СССР-две серии «Зиты и Гиты».Это был первый индийский фильм,который я увидел,и пожалуй,не случилось бы в моей жизни той любви к бомбейскому кино,которая продолжается по сей день,когда б на десятой минуте фильма на полуоткрытый балкон богатого дома не выскочила эта домашняя тиранша в желтом халате поверх необъемных телес и не принялась с раннего утра гонять домашних-«Ты что,бегала за мылом на мыловаренный завод?», «Когда ж ты наконец провалишься, заика несчастный!»- расстроено полизывая петушка на палочке,если ейне угождали тут же и сполна. Даже фрекен Бок из мультфильмов о Карлсоне была меньше похожа на карикатурную мультяшку, чем эта всамделишная женщина.Конечно наступило полное счастье,когда Хема Малини с ее резвыми ногами профессиональной танцовщицы заставляла эту замотанную в разноцветные сари толстуху носиться по всему Бомбею,картинно хватаясь за сердце и отдувая выпавшие из прически завлекушки со лба, или когда «перевоспитавшаяся» тетка Каушалия во всеоружие ужимок отчитанной дирекцией официантки лебезила за обедом: «Вот,пожалуйста.все-твое любимое: рис.пожалуйста,овощи,пожалуйста!» и-приземляясь на пол с грацией потерявшего равновесие бешеного слона,когда Зита выдергивала из-под нее стул.
Я был уже 30-летним лбом,когда поймал себя на том,что не задумывался,как зовут эту актрису и есть ли у нее вообще биография: все эти годы она оставалась для меня теткой Каушалией,намертво впаянной в свой балкон и жестяную коробку с пленкой «Зиты и Гиты»,целлулоидным отпечатком.который оживает,только когда механик снова запускает старый фильм. Поэтому я впал в полную прострацию,когда,дожидаясь вечера интервью в гостинечном номере за щелканьем каналов телевизора, поймал сразу два фильма,где тетка орудовала как новая. В одном она с не меньшей,чем в «Зите и Гите»,прытью,гоняла домочадцев. пока некто в маске Зорро не заявился в ней дом и не надавал тумаков,в другом-чуть позже благодаря компании «Формат АВ» эта лента вышла на русском языке под названием «Сирота» - изображала хояйке борделя и, пританцовывая в расшитом серебром черном шифоне и при завивке, кокой позавидовали бы Бинду и Шамите Шетти, пыхтела сигареткой в длинном мундштуке, пока в дверях не вырастал Амитабх и метко выпущенной из револьвера пулей не отстреливал ее горящий конец,заставляя бендершу передернуться всем ее нехилым макияжем. Естественно,на студии мне было не до Баччана и его и так всем известных подвигов-я донимал всех вопросами об этой уморительной тетке,которая в считанные секунды здесь,за тысячи километров от Москвы,вернула мне самые веселые воспоминания детства.Так значит,она знаменитая актриса?Тут же все хватались за головы,расплывались в улыбке,говорили,что ведь и впрямь в детстве было что-то необычно смешное,что звали ее Манорамой,что она играла в кино еще до независимости,на студиях Лахора,тогдашней столицы Пенджаба до раздела с Пакистаном,где теперь располагается пакистанская киномекка Лолливуд.Что по-настоящему прославилась ролью ушлой и продажной служанки,с помощью которой Пран очернил и выставил гуленой бедную-несчастную Бирадж Баху из одноименной легендарной мелодрамы 1954 г. Что была,пожалуй,последней актрисой,игравшей комедию по системе старого инд.театра,но что уже двадцать лет как ее никто не видел и что этот исполнительский секрет утерян вместе с ней,как тайна золотого ключика-с отчалившей в болотный туман черепахой Тортиллой. Что,вполне,возможно,ее самой уже нет в живых….
А несколько месяцев назад,когда едва принялась столь ранняя в этом году весна,американская,канадская и английская прессы запестрели вопросами: «Кто эта женщина?», «Она-актриса?», «Почему мы раньше не знали?», и. наконец, «Где ж мы были-то все это время?!» В пятерку финалистов-претендентов на «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм 2006 г вошла лента индийского режиссера Дипы Мехры «Вода». Ее действие разворачивается в 1938 году в ашраме,где живут вдовы,которым в те годы было уготовано три пути: либо смерть на погребальном костре мужа, либо повторное замужество за младшим братом своего усопшего супруга,либо-затворничество.Ленивую,неподъемную но на удивление прыткую,когда дело касается денег, и спорную на охочий до острого словца язык предводительницу вдов,которая с утра до вечера курит ганджу и наладила некое подобие бизнеса,сдавая самых миловидных затворниц сутенерам,сыграла Манорама,вернувшаяся в кино после 22 лет отсутствия.Идея разыскать ее и уговорить исполнить эту роль принадлежала Джону Абрахаму.сыгравшему в картине одного лирических персонажей: он,как и многие из нас,с детства не мог успокоиться по ее поводу и теперь,став звездой,использовав служебное положение,чтобы водворить старую кокетку обратно на кинематографический престол-на радость себе,публике и виднейшим кинокритеккам Америке, один из которых писал: «Не веришь своим глазам,весь фильм ждешь,когда эта удивителььная актриса появится снова,и ловишь себя на том,что отчаянно любишь ненавидеть ее». Разменяв девятый десяток,проведя два десятилетия в некоем подобии артистического ашрама-добровольном затворничестве,на которое ее спровоцировала не столько невостребованность,сколько ничтожность предлагавшихся ей в середине 1980-х ролей,Манорама вернулась как подобает подлинным миллионершам: под грохот оваций,во всеоружии туша отборных ругательств. Звездой планетарного масштаба.
Источник: