Ежедневник принцессы
Душевный разговор с Айшварией Рай
Чтобы выглядеть так богато, она прибегает к самоуважению и стилю дивы. И не приносит за это извинений. На съемках она говорит о том и сем. Смеется высоким, коротким смешком. И иногда прикрывает ладонью рот: упс! – с шутливой виной пытаясь удержать неожиданные мысли. Когда она сидит перед тобой, разговаривает в камеру, несложно представить себе, почему Де Бирс хочет заполучить ее в свою многомиллионную рекламную кампанию, почему «Лонжин» (Longines) готов вложить в нее миллионы или почему она оказывается на обложках всех нужных журналов. Съемка закончена, мы садимся в ее «Мерседес». И актриса вся внимание:
Надеюсь, Санджай доволен твоей Паро
Devdas вышел на экраны неделю назад. Интерес и восхищение, которые он вызвал, просто изумительны. Меня часто спрашивают, нервничала ли я перед выходом фильма на экраны. Слишком много было размышлений на эту тему. Говоря честно, я никогда не нервничала. Я была восхищенной, честной, серьезной, полной энтузиазма по отношению ко всему, на что брала курс моя жизнь. И никогда меня не заботил результат. Потому что когда выкладываешься на все сто, нет нужды для беспокойства. Конечно, все эти годы меня спрашивали, то ли я обороняюсь, то ли просто обращенная буддистка. Этот серединный путь интриговал многих. Но факт в том, что я такая, какая я есть. Все мы отдали фильму Devdas самые лучшие свои дубли. Люди могу сесть и анализировать, критиковать, спорить с фильмом, забывая, через какие испытания все прошли, но это все равно перо в шляпе Санджая Бхансали и всей съемочной группы. Это победа съемочной группы. Давление оказывалось в основном на режиссера, Санджая Лилу Бхансали, как только появился слух, что мы приступаем к съемкам фильма. Было несколько мнений о судьбе фильма. Актерам было легче. Фильм не сказать чтобы определил их судьбу. Но я училась внутреннему миру, училась фокусироваться на положительном. И тот факт, что фильм вызвал не только восхищение, но и одобрение непредубежденной публики в Каннах, говорит о многом. Я говорю «непредубежденная», потому что они не сравнивали нашу версию с предыдущими версиями фильма. Им понравился фильм сам по себе. Санджай Бхансали сказал в своем интервью, что взял меня на роль Паро, потому что видел в моих глазах боль, через которую я прошла. Я просто надеюсь, что он доволен своей Паро.
Я с жадностью впитывала каждое мгновение в Каннах
Отклики в Каннах действительно важны по многим причинам. Во-первых, я никогда не была на кинофестивале. Ирония в том, что мы с Санджаем говорили о кинофестивалях, работая над «Навеки твоей» (Hum Dil Chuke Sanam). Санджай сказал мне, что я должна побывать на одном из фестивалей, где будет демонстрироваться «Навеки твоя». Потому что люди меня любят. Я сказала Санджаю, чтобы он сообщил мне, если Devdas отправится на кинофестиваль, чтобы я могла освободить время. Когда дошло до фестиваля в Каннах, все складывалось как нельзя лучше. это впервые там демонстрировался индийский фильм. канны – один из самых престижных кинофестивалей. Я с жадностью впитывала каждую минуту своего пребывания там, лупала глазами, как та сова. Мы с Шах Рукхом мало спали. Фестиваль ведь продолжается долго, день и ночь. Окружение прекрасное. Везде постеры к фильму, зрители, кинопроизводители, звезды, везде пресса! После экранизации Devdas была пресс-конференция, к ней фото-сессия. Все, кто видел фотографии, говорили, что мои глаза сияют. Пресса выкрикивала наши имена. Они были такими любящими. На пресс-конференции было ощущение чего-то особенного, победы. Я не знаю, что такое побывать на церемонии вручения Оскаров, но это была международная платформа. И быть частью этого фильма, вызвавшего такое одобрение, - это привело меня в состояние эйфории. Я сказала Санджаю, что надо смаковать каждое мгновение. Позднее Шах Рукх обратил наше внимание на такой кадр: Санджай кланяется, я произношу namaste, а Шах Рукх делает aadab. Это был действительно памятный момент. Демонстрация нашего фильма началась в 22.30. Впервые мы с Шах Рукхом просмотрели фильм целиком. Когда замельтешили финальные титры, мы увидели, как люди встают. Я решила, что длительность фильма, язык и его формат не слишком понравились зрительской аудитории. А потом зажглись огни, начались аплодисменты. Они звучали по всему залу. Пресса позднее отметила, что овации продолжались более 10 минут. А мы просто оглядывались. Это было так прекрасно. Это что-то, что мы сохраним на всю оставшуюся жизнь, потому что это была спонтанная реакция публики. Зрители не просто делали вид, что аплодируют, - ими двигали живые эмоции. Они переговаривались тихо; те, кто мог добраться до нас, поздравляли нас; они подключились к фильму. Да, были и плохие статьи. Когда я вернулась, то услышала от друга-журналиста, что какой-то репортер переписал только негативные статьи, игнорируя позитивные, и разместил их в нашей прессе. Что я могу сказать? Нужно жить с хорошим, плохим и отвратительным
Я не могу и думать о том, чтобы бросить индийское кино
Некоторые из наших поддевают меня, говоря: «Ну теперь ты собираешься в Голливуд». Я отвечаю просто: «Нет». Если бы я смотрела на Канны как на возможность попасть на Запад, тогда, наверное, я должна была бы так же смотреть и на свою победу на конкурсе Мисс Мира. Да, мне присылают сценарии. Обо мне наводят справки. Но это не означает, что я устремилась на Запад. Я не могу даже думать о том, чтобы бросить индийское кино. Да и раньше была парочка предложений сняться во французских фильмах. Я отказалась, потому что, хоть я и хотела сниматься в кино, меня не интересовали проекты, в которых Индия изображалась бы как земля факиров со змеями и слонов. Если мне предложат роль, которая меня восхитит, или если режиссер меня вдохновит, или если я почувствую, что это будет новый опыт, то я соглашусь. Вот почему я снимаюсь в фильме IMAX Taj Mahal. Формат фильма нов. Впервые в Индии снимается такой фильм. И в этом смысле я попаду в кинематографическую летопись Индии. Так что я принимаю разные роли по разным причинам. Люди говорят, что я человек разума, но у меня есть и сердце.
С первого дня со мной обращались как с актрисой №1
Знаете, я никогда не задумывалась над игрой в номера. Уверена, все так говорят. Это очень банально. Но это правда. Может, просто моя история другая. Я пришла сюда после того, как получила титул Мисс Мира, поэтому битва у меня была другая. Как только я пришла сюда, мне пришлось доказывать, что у меня есть все, что требуется. И все же киноиндустрия обращалась со мной как с актрисой №1, ну или что-то в этом роде, с самого начала. Что приносит позиция №1? Лучшие режиссеры, соответственно лучшие сценарии, хорошая оплата и хорошие позиции. Чтобы умножить веру, которую все питали в меня, мне пришлось действительно много работать. Я училась по-своему. Это ничего не изменило. Если сначала ты лучшая студентка, то автоматически начинаешь учиться дальше, чтобы повысить уровень своего образования. То же и здесь. Яш-джи (Чопра) как-то сказал мне, что пока ты встаешь утром и радуешься предстоящей работе, в тебе все еще есть драйв. Когда ты чувствуешь, что это наркотик, начинаешь принимать этот наркотик. Я в это верю. Если говорить о результатах фильма, то если бы я попыталась сделать что-то сама, все бы пошло не так. Каждый актер должен принимать характер, который он играет. Здорово, если режиссер способен показать тебе свою перспективу. Если нет и если ты хочешь сделать попытку, так и останешься Айшварией. И никогда не станешь характером, которого ждет от тебя режиссер. Я всегда пытаюсь делать то, что видит режиссер.
Не думаю, что я особенная
Тот факт, что несколько последних фильмов не удались, не слишком повлиял на меня. Хорошо, когда люди постоянно анализируют мою игру. Не думаю, что я особенная. Каждый актер подвергается этому. Я не испытываю к этому процессу ни отвращения, ни опаски. За эти годы я достаточно созрела, чтобы грациозно это принимать. Успех важен для выживания. Конечно, хорошо говорить, что мы концентрируемся на художественной форме. Мы здесь, потому что нам нравится играть. Но факт остается фактом: мы в индустрии с высокими ставками, большими переворотами и еще большими потерями. Приходится сохранять искренность, старательность и профессионализм на отдалении. С успехом повышается и ответственность. Если ты об этом знаешь, ты на верном пути.
Пожалуйста, не называйте меня пустой
Считаю ли я себя красивой, когда смотрю на себя в зеркало? Я не могу на это реагировать. Важны чувства, а не красота. Она меняется день за днем, в зависимости от опыта, от настроения. Поначалу моя красота приводила людей в смятение. Но мне бы хотелось верить в то, что это осталось в прошлом. Я много взаимодействовала с киноиндустрией, поэтому я надеюсь, что я переступила через этот барьер. К тому же, я стала более комфортно ощущать себя. Сегодня меня больше не волнует реакция людей на меня. Я не пустышка. Смотреться в зеркало 20 раз в день – это моя профессия. Пожалуйста, не называйте меня за это пустышкой. Для человека со стороны я могу быть пустышкой. Он скажет: «Боже мой, она знает каждую складку своего сари, каждый волосок». Но я думаю, для актера физическая привлекательность – самое главное. Когда я пришла в киноиндустрию, я знала толк в зонтиках, в поклонниках, умела смотреться в зеркало и выпячиваться. И я хвасталась. На съемках Рахула Равайла надо мной подтрунивали: «Принесите для детки зонт, принесите вентилятор». А я отвечала: нет-нет, они мне не нужны. А потом начала понимать, что они нужны, чтобы избежать солнечных ожогов и мощного грима. Есть большая разница между тем, чтобы обращать внимание на детали, и тем, чтобы предаваться чему-то. Мне кажется, я обращаю внимание, потому что это важно для работы. И лишь подчеркивает мой профессионализм. Но не предаюсь, потому что я профессионал и помню о времени другого профессионала. В этом смысле мы, актеры, действительно еще более простые и нормальные, чем нормальные люди. Потому что все эти вещи перестают быть для нас важными. Что я могу сказать о том, какое впечатление я произвожу на мужчин? Амитабх Баччан - милый, но и негодяй. Еще с тех пор, как он был судьей на конкурсе Мисс Мира, у ас завязались милые отношения. Он дразнит меня. И ему нравится видеть, как я смущаюсь. Я не знаю, как с этим справиться. Он делает это с умыслом. Я говорю ему, что он развлекается за мой счет.
Лучше я буду таинственной
Я не сознательно держусь в тени. Но если вам так кажется – значит, вы соскучились по мне и любите меня. но вообще-то я никогда не старалась дать много релизов за год. Лишь раз было такое, что у меня вышло более двух фильмов разом, - это было во времена «Навеки твоей» и «Ритмов любви» (Taal). Фильм «Возвращение домой» (Aa Ab Laut Chalen) вышел на экраны в тот же год. Еще я не из тех, кто любит попадать на страницы журналов. Ну хорошо, каждый год я даю Filmfare оно интервью. Я не говорю с журналом Stardust. Я поговорила с ними лишь раз, в самом начале. Хотя статьи появляются каждый месяц. Я не говорю и с другими журналами. Я обычно даю лишь интервью в связи с новым релизом. Я никогда намеренно не привлекала внимание прессы и не отталкивала его. У людей сложилось впечатление, что я отдаляюсь от прессы. Но это не так. Просто приходится учиться делать различие. Учиться говорить с правильными журналами. Поскольку я восприимчивый человек, я мало читаю из того, что обо мне пишут. Для меня интервью – это способ взаимодействия с интервьюером. К тому же, я знаю, что журналы – это зеленая дорожка для моих доброжелателей. К тому же, время для нас, актеров, дороже всего. Так что когда у меня появляется время пообщаться с прессой, я должна чувствовать себя комфортно. Потому что вы мое зеркало. Но если вы собираетесь показывать меня не такой, какая я есть, я лучше не буду общаться с вами совсем. Лучше я буду таинственной. Когда к тебе не проявляют интерес, это обижает. Мой коллега, которого как-то плохо показали, однажды спросил журналиста: «И как бы вы себя чувствовали, если бы я написала что-то столь же грязное о вас или о вашей матери и приклеила бы в доме, где вы живете? Вы бы низкопоклонничали, проходя по дому. Только по дому. Так представьте себе, что происходит с нами, когда мы читаем всю эту гадость, что вы пишете о нас. Это ведь читают миллионы. Поклонники могут верить или не верить. А нам остается лишь утешаться, что завтра газета попадет в мусорку. Но факт в том, что все подшивается. Разве мы не слышали про других актерах? Обо мне все исказили с самого начала. Я подбираю слова, фразы. Мне нравится проходить через это. Порой журналюги просто искажают то, что мы говорим. Даже заголовки к статьям совершенно меняют значение слов, сказанных нами. Это на совести журналистов. И они должны брать на себя ответственность. Уважать наше время и брать то, что мы им даем.
Я чувствовала свою вину из-за того, что привлекала внимание
Определенно мне не нравится, когда вторгаются в мою личную жизнь. И вряд ли кому-то нравится. Но в то же время как фигура публичная я не могу ждать, что этого не будет. Приходится подумать об этом, принять это и приспособиться к этому так, как получается. Что же касается внимания, оно может поначалу смущать. Но я не тот человек, с которым стоит об этом говорить. Факт есть факт: я привлекала внимание всю свою жизнь. Может, потому что я была хорошей студенткой, светлоглазой, светлокожей. Дети из других школ говорили обо мне, так что внимания было достаточно. Это смущало других детей, но у меня было иное воспитание. Я свысока смотрела на все это. и благодарю Бога за это. параметры менялись от школы до колледжа, от города до страны и даже до международной арены. Спектр внимания ширился, но мое восприятие оставалось прежним. Было время, парни стояли у входа в мой колледж, чтобы мельком увидеть меня. я чувствовала себя виноватой, хотя моей вины здесь не было. я гадала, что я такого сделала, чтобы так привлекать внимание. Мне звонили, иногда парни провожали меня из колледжа домой. Когда я училась в юниорском колледже Jaihind, я никогда не принимала участия в каких-либо колледжских событиях, потому что это означало задерживаться там сверх положенного. И что я приду домой поздно. К тому же, я уже привлекла столько внимания, что если бы принимала участие, это был бы уже перебор. Я сторонилась всего этого. Многие мои одноклассники считали это установкой. В колледже я одевалась абы как, а теперь стала ориентиром, модным идолом, который в курсе всех тенденций. В колледже я была dhila, но не потому, что ничего в этом не понимала, а лишь потому, что не хотела привлечь к себе еще больше внимания. и лишь недавно я поняла, что я особый ребенок. Когда проходишь через столько всего, так легко утонуть. Оставаться на плаву очень сложно. И то, за какую соломинку ты ухватишься, определяет твой следующий момент. Вокруг много соломинок, за которые легко ухватиться и которые помогут сбежать от жизни. Сложно настроиться на реальность. Одна такая соломинка, за которую я схватилась, - это остановиться и подумать, откуда идет моя жизнь. Такая ирония: самые лучшие времена были для меня и самыми худшими временами. Господь хранил меня. Я верю, что он заставил меня пройти через все это по своим каким-то причинам. Причина – то, что мы ищем. Может, это слишком философская тема. Но я всегда была такой, а тем более теперь, имея нынешний опыт. Для меня важно не потерпеть крушение.
Я уже так давно одинока
Так много рассуждали о моей личной жизни. И я никогда ничего не говорила. Прежде всего потому, что я не люблю трепаться о своей личной жизни. В тот день, когда я этого захочу, я напишу книгу, и это будет еще та книжица. Что я могу сказать? Я не знаю, изменится ли что-нибудь, если я скажу, что я уже так давно одинока. Счастье – понятие относительное. Зависит от того, как его понимать. Счастье для меня – это скрываться и искать. Я не знаю, кто скрывается, а кто ищет. Но мы хорошие друзья. Меня постоянно спрашивают, чего я жду от отношений с мужчиной. Список нескончаемый. Но ответ из одного слова. Совместимости. Я не знаю, выбрала ли я нужное слово. Хотя что суждено, все равно сбудется. Очень часто в итоге сходишься с человеком, в котором совершенно нет тех качеств, которые ты для себя выделяла. Важно удерживаться на плаву по жизни и учиться на собственном опыте.
Filmfare 08’02
Анурадха Чоудхари
Перевод с английского: Jyoti,
с участием Вероники