Рахул Босе: «Я никогда не буду сниматься в коммерческих фильмах»
Ронджита Кулкарни , 3 октября 2003
Рахул Босе утверждает, что у него нет карьерной стратегии. И это объясняет то, что за девятилетнюю карьеру он снялся лишь в семи фильмах.
Но последнюю пару месяцев бенгальский актер на волне. Два его фильма: Mr & Mrs Iyer и Jhankaar Beats имели немалый успех.
Его последний фильм – проект покойного Ананта Балани Mumbai Matinee не удался. Но игра Босе вне всякой критики.
Кажется, Босе напал на золотую жилу – всего за два месяца ему предложили аж 22 фильма! И он попал в Chameli в пару к Карине Капур – фильм, о котором говорят очень много.
Он делится своим киновидением с rediff.com:
Есть ли у тебя какая-то карьерная стратегия?
Нет. Я просто реагирую на фильмы, которые мне предлагают. Бывало, я целый год не снимался. А бывало, я снимался одновременно в шести фильмах. Никакого расчета. Если бы был [расчет], я бы не запустил так сильно свои дела.
Но теперь твоя карьера подтягивается.
В жизни каждого актера бывает прилив и отлив паблисити. После выхода на экраны Mr & Mrs Iyer не было недели, чтобы пресса не приставала ко мне. Я отправился на четыре месяца за границу просто ради паблисити. Конечно, это здорово, но и утомляет. Но я не жалуюсь.
Для Everybody Says I'm Fine мне пришлось действительно пропихивать себя, потому что за фильмом не было денег, не было рекламы. Не было денег даже на постер. Так что я очень благодарен за это прессе. Говорят они плохо или хорошо – не важно: они прикрывают фильм.
Как ты выбираешь роли?
За последние два месяца мне предложили 22 фильма. Я отказался от 17 и из оставшихся пяти выберу лишь один.
Я выбираю фильм, исходя из роли, сюжета и режиссера. Это должно быть что-то оригинальное и свежее.
Знаю, Jhankaar Beats – фильм, снятый по формуле, он предсказуем. Но еще я знаю, что Суджой [Гхош] принес в него свежесть. Мне гораздо больше понравилась роль, чем сюжет.
Я отказываюсь от роли, если не беру сюжет. Временами, даже если сюжет хорош, эмоциональный накал фильма я нахожу разрушающим. Может, слишком острый, полнейший, очевидный и слишком запредельный. Возьмем, к примеру, мужчину, который встречает женщину на панели. Если считать это фильмом арт-хауса, в фильме должна стоять тишина. Если брать выше, разговор будет, как в Chameli. Если считать это коммерческим фильмом, она должна плеваться и бросаться матами.
Думаю, нужно уважать зрителя, потому что мы одна из самых любящих кино наций в мире.
Значит ли это, что ты никогда не снимешься в коммерческом фильме?
Нет, я никогда не снимусь в коммерческом фильме. Терпеть не могу Фильмы по формуле, хоть голливудские, хоть болливудские. Если ты много работаешь над чем-то, это что-то должно нести какое-то значение. И этим чем-то нужно людей увлечь туда, куда еще никто не увлекал. Я не хочу тащить людей на все ту же дорогу.
Мне понравились Dil Chahta Hai и Lagaan, но они тоже подчинены формуле. Конечно, они были сняты очень хорошо. Ничего плохого нет в том, чтобы снимать по формуле, но нужно делать это качественно.
Первый вопрос, который я задаю режиссерам, когда они ко мне обращаются: почему я? И мне нужен убедительный ответ, показывающий, что режиссер действительно хочет меня и мою игру, чтобы увлечь зрителей туда, куда другой актер увлечь не сумеет. Я очень разборчив.
Расскажи нам о Mumbai Matinee.
Mumbai Matinee – фильм о Дебашеше Чаттерджи, исполнительном директоре рекламного агентства. Он умный, чувствительный и полный юмора. Но он девственник и поэтому неуверен в себе. Режиссер говорит: не важно, насколько ты успешен в жизни, но если ты не успешен в сексуальном плане, в тебе не будет уверенности. Это комедия, и Дебашеш – герой в духе Вуди Аллена. Большую часть своей жизни он проводит, пытаясь исчезнуть. Когда он сидит или идет, он старается быть максимально незаметным, потому что очень боится. Это очень смешно, но и очень печально.
Однажды во время поездки на такси ему подбрасывают листовку, в которой говорится, что Баба Хиндустани – тантрический гуру, который избавит желающих от их проблем, хоть эмоциональных, хоть социальных, денежных, сексуальных и других. Дебашеш знает, что 99 процентов этих гуру простые жулики. Но он уже так отчаялся, что решает к нему сходить. Виджай Раз играет баба, Ашрани – его ассистента, а Саурабх Шукла – второсортного продюсера, который размещается в том же здании. Эти трое берут его на королевскую прогулку. Он остается без пенни в кармане и оказывается в тюрьме. Наконец он находит спасение в любви, которая противопоставляется сексу.
И что заставило тебя согласиться на такую роль?
До того я никогда не играл неудачников. Этот человек считает, что он неудачник, потому что ему не хватает уверенности. Для меня как для актера то был огромный вызов. Мне понравилась внешняя комедия и внутренний пафос. И Анант великий режиссер. [Примечание: Это интервью состоялось до внезапной кончины режиссера.]
Я сыграл неудачника и в Everybody Says I'm Fine. Но это совсем другой характер. Можно сказать, прямо противоположный. В ESIF парень неудачник внутри, но пытается казаться благополучным. В Mumbai Matinee его внутренняя суть куда лучше, чем то, что он показывает.
Расскажи нам об опыте работы с Анантом Балани.
Анант не из школы кинопроизводителей арт-хауса. Его кино – не параллельное кино. Но его фильмы сидят на стыке коммерческого и художественного кино. Я не видел Joggers' Park, но знаю, что Mumbai Matinee идет неплохо.
Анант умный, оригинальный, у него хорошие диалоги. Его взгляд на мир забавен, но темен. Мы прекрасно понимаем друг друга, нам обоим свойственны темная сторона и юмор. Наш юмор всегда двойственный. И никогда не фривольный. Бьюсь об заклад, его десятка любимых фильмов сильно совпала бы с моей. С ним приятно работать, потому что он не претенциозный. Я знаю его еще со времен A Mouthful Of Sky, где также снимался. Он был режиссером нескольких эпизодов.
Расскажи нам о Chameli.
Chameli – фильм о работнике банка, который вынужден провести дождливый вечер на одной дороге с проституткой, поскольку все дороги затоплены, его машина разбита, а мобильник не работает. Она работает в том районе, но в ту ночь не нашла ни одного клиента.
У меня в Chameli прекрасная роль, и сюжет красив и оригинален. Да, там есть песня, которую поет героиня Карины. Анант знает, что я никогда не стану петь, если только не играю певца, как в Jhankaar Beats. В пределах коммерческого фильма Chameli способен пробудить людей.
А как тебе работается с Кариной?
Карина умная, любопытная, инстинктивная и уверенная. Она прекрасно улавливает режиссуру Ананта. Я не из тех актеров, которые обсуждают роль и отношения на съемочной площадке. Всю домашнюю работу я делаю до начала съемок. На съемках должна витать магия. Я не слишком много говорил с Кариной, потому что в фильме мы играем незнакомцев. Если бы мы играли мужа и жену, мы бы общались больше.
Ты делал какую-то домашнюю работу к этому фильму?
Нет. Я знаю нескольких работников банка и имею представление о том, какую жизнь они ведут. Там я почти сам! Но мне пришлось поработать над внутренним миром мужчины: над сложностью его характера, его психологической травмой. Мне пришлось найти это в себе самом. Позвольте объяснить. Предположим, мой герой ограбил банк и сел в тюрьму. Поскольку в моей жизни такого не было, я пытаюсь понять, какие чувства в нем должны превалировать: раскаяние, ненависть к системе, унижение – вот часть чувств. Чувствовал ли я когда-нибудь в жизни унижение и ненависть к системе? Если такой опыт был – предположим, меня унижала безработица – тогда я черпаю в себе эту эмоцию, и мой герой выглядит убедительно.
Как ты умудряешься совмещать фильмы и регби?
Все хуже и хуже! Раньше я снимался в одном фильме в год, и все было нормально. Но сейчас я снимаюсь в шести. Я сыграл лишь в одном чемпионате Индии, это было семь месяцев назад. Недавно я сломал нос, играя в домашнем турнире. Я закончу съемки и вернусь к регби.
Если бы тебе пришлось выбирать между фильмами и регби, что бы ты предпочел?
Фильмы, но только из-за носа.
Работаешь ли ты над каким-нибудь сценарием и планируешь ли стать режиссером?
Да. Меня поражают люди, которые не понимают, что самая большая помеха к тому, чтобы влюбиться, быть счастливыми, - это они сами. Дело не в нехватке денег, возможностей или одобрения общества. Если я враждебно отношусь к тем, кто меня терпеть не может, то это моя проблема. Я могу превратить эту ненависть в любовь. Ганди мог. Если ты можешь решить их проблемы, то жизнь станет изумительной.
Мой следующий фильм о двоих, которые не общаются, не поддерживают отношения, не встречаются, но влюбляются. Нет, это не любовь, это нужда друг в друге. Они понимают, что мир, который они стеной выстроили вокруг себя, можно открыть. Я создал весьма сюрреалистический фильм, визуальный и немой. Это как кислое путешествие. Фильм не о том, как быть сильным, энергичным и диким. Это как дым от сигареты: он исходит из трубы сказочного дома Хансела и Гритель. Но когда приходишь на луг, обнаруживаешь себя в драконовой пасти. Фильм очень поэтичный.
Вся идея ESIF была такой же. О мыслях людей и о том, как они становятся заложниками собственных проблем. Вы можете сказать, что между этими двумя фильмами прослеживается нечто общее. Но если один – это Вторая Мировая война, то другой – научная фантастика!
Меня привлекает все тонкое. И я делаю вывод, что мой зритель – очень эмоционально умный и кино-начитанный. ESIF больше смотрели женщины, чем мужчины, потому что женщины более эмоциональны. Многие считали, что фильм сняла женщина, и для меня это величайший комплимент. В такой реальности я работаю: мягкой, женственной, странной и бессвязной. Вокруг нет больше ничего такого, как кино.
Не будет ли твоим зрителем ограниченный круг зрителей?
Нет. Фильм будет очень простым и эмоциональным. Посмотрите ESIF. Сюжет очень прост, но очень эмоционален. Фильм о людях, которые поднимаются, потому что хотят этого.
Сколько тебе нужно времени, чтобы подготовить сценарий?
Я написал ESIF за 33 дня. На последний я уже потратил восемь дней. На сценарий мне нужно около 30 рабочих дней. Мне очень трудно писать этот фильм. съемки начнутся через год в Америке.
Будешь ли ты сниматься в фильме?
Нет. Там будут актеры со всего мира. Я нашел в Америке двух лучших актеров арт-хауса на главные роли. Не буду открывать их имена. Фильм будет сниматься в Америке.
Если бы это были болливудские герои, кто был бы в идеале в актерском составе?
Табу, Конкона Сен Шарма, Коэна Митра, Рехан Инженер, Боман Ирани и Пуджа Бхатт. По-моему, они великолепные актеры.
Какие фильмы тебе нравятся?
Мне нравятся иранские фильмы, работы Роберта Альтмана: «Тонкая красная линия» и «Парни не плачут». Из фильмов на хинди мне нравятся фильмы Гуру Датта, Балраджа Сахни, Дэва Бенегала, Shakti Рамеша Сиппи, 36 Chowringhee Lane Апарны Сен, Lagaan Ашутоша Говарикера и Dil Chahta Hai Фархана Акхтара.
В каких фильмах ты работаешь в данный момент?
Помимо Chameli, у меня на руках проект Раджива Ирани The Whisperers. Фильм Ананта Ek Din закончен. Еще выберу один из 22 предложенных мне фильмов. Потом помчусь в Америку, чтобы запустить свой режиссерский проект.
Ронджита Кулкарни , 3 октября 2003, Rediff.com,
Перевод: jyoti