04.02.17
Десексуализация ролей в жизни и фильмах.
Сонам Капур
Главное изменение в киноидустрии за последнее десятилетие – это изменение отношения к производству и потреблению фильмов.
В эту году исполняется десять лет с начала моей кинокарьеры, и, если бы сфера развлечений была похожа на сферу технологий, я бы говорила сейчас о том, сколь многое за это время изменилось и что сегодняшний уровень развития не имеет ничего общего с тем, что было ещё только в прошлом году. Мы – поколение, которое стало свидетелями того, как облачные хранилища заменили пленочные кассеты с такой скоростью, что закружится голова, и потому мы в праве делать такие заявления, как «Мы видали и не такое…» и «В наше время…».
Но когда дело касается рассказывания историй, всё обстоит несколько иначе. Будь то истории настолько абсурдные, что вы до колик смеётесь над ними, забывая о своих проблемах, или же сюжеты, заставляющие вас по-новому взглянуть на события своей жизни, фильмы в равной мере выступают как отражение состояния общества, так и в качестве катализатора социальных событий. В этом отношении киноиндустрия может измениться лишь в той степени, в какой изменяется общество, где она существует и запросы которого удовлетворяет.
Давайте кое-что вспомним. Прошедшее десятилетие ознаменовалось небывалым ростом малого бизнеса. Разумеется, политика и ресурсы были среди факторов, приведших к этому взрыву. Но, помимо этого, основы данного тектонического сдвига носят вполне себе социальный характер: выросло желание рисковать, люди стали осознавать собственный потенциал, и в определённом масштабе произошло разочарование в сложившемся «статусе-кво».
Этот сдвиг людских приоритетов нашёл своё отражение и в киноиндустрии. Множество новичков прочно закрепилось в индустрии, которая всегда отличалась своей «клановостью» (вы, вероятно, слышали о Ранвире Сингхе и Навазуддине Сиддики), всё больше сценаристов и режиссёров имеют мужество поднимать темы и проблемы, ранее считавшиеся запретными (вспомните «Грязную картину» и совсем недавний «Дорогой Зиндаги»). И хотя производилось много блокбастеров, собирающих миллионы, также было и предостаточно фильмов со скромным бюджетом, стирающих грань между инди- и мейнстрим-кинематографом и занимающих особое место в сердцах и умах людей (практически всё что угодно – от «Суда» до «Розового» и «Нирджи»).
Но точно так же, как знаковые, бессмертные, гигантские корпорации сохраняются и процветают наряду со старт-апами, высокобюджетные блокбастеры и Кханы не сдают своих позиций! Кое-что не меняется, и, честно говоря, оно и к лучшему!
На мой взгляд, самая интересная (и бесконечно спорная) тема, привлекшая за последнее десятилетие к себе много внимания, – роль женщин и место, которое женщины занимают в индийской индустрии развлечений. Мы прошли большой путь, и больше не смотрим на женщин исключительно как на декоративные элементы, добавляющие чувственного пыла патриархальной, покровительствующей истории, закрученной вокруг главного героя. Ещё в конце семидесятых-начале восьмидесятых некоторые из лучших режиссёров, как, например, Ришикеш Мукхерджи и Виджай Ананд, начали рассказывать истории о женщинах, где те занимали центральное положение. Шридеви и Рекха заложили платформу для женщин, позволяющую им играть сильных персонажей, способных вынести фильм на своих нежных, но ни в коей мере не хрупких плечах.
Я думаю, именно Рани Мукхерджи в «Тьме» (2005) дала женщинам, находящимся в этом бизнесе, понять, что мы можем быть чем-то гораздо большим, нежели просто элементом истории. Мы можем быть самой историей. И когда женщины осознали свою силу, индустрию захлестнула волна фильмов, сюжет которых вращался вокруг сильных женщин, их борьбы, стремлений и побед. Такими фильмами, как «Айша» (2010), «Грязная картина» (2011), «Пику» (2015), «NH10» (2015), «Летящий Пенджаб» (2016) и «Дорогой Зиндаги» (2016), мои современницы и я постарались со всей возложенной на нас ответственностью отразить и простимулировать движение по правам женщин, сподвигнуть их к, по крайней мере, осознанию своей значимости. Следующим шагом на пути к прогрессу, по моему скромному мнению, должна стать десексуализация ролей, которые играют люди как в фильмах, так и в жизни. Таким образом, мы сможем перейти от борьбы за женские права и равные возможности к равным правам и возможностям для всех. Я бы хотела стать свидетельницей подобных перемен – в киноиндустрии и в обществе.
Наверное, если бы мне пришлось подвести итог одним предложением, я бы сказала, что главное изменение в киноидустрии за последнее десятилетие – это изменение отношения к производству и потреблению фильмов. Мы становимся более восприимчивыми к различиям и менее склонными к осуждению.
Так что вперёд. Сядьте, расслабьтесь и наслаждайтесь зрелищем (ведь сейчас в вашем распоряжении действительно есть много чего стоящего – например, «Султан» или «Дангал», в которых Кханы дали женщинам сильных персонажей) или выпрямитесь, встаньте у руля и меняйте мир к лучшему (вы же знаете, что всегда можно сделать лучше, быть лучше).
Так или иначе, я никого не осуждаю.
Источник: www.livemint.com
Переведено Wurzelloser Mensch. Специально для http://vk.com/sonamkapoor_ru.